Россию оставили без танкеров

В 2024 году танкеры, попавшие под санкции, перевезли 57% российской нефти. Предыдущие меры США оказались крайне разрушительными для России

чительной части флота, это может вызвать рост расходов на фрахт. Джулиан Ли, нефтяной стратег из Bloomberg, считает, что Россия может столкнуться с серьёзными проблемами в сфере транспортировки нефти из-за санкций США.

10 января Министерство финансов США ввело санкции против 161 нефтяного танкера, которые участвовали в перевозке российской нефти. Это стало частью мер, направленных против России, которые были приняты уходящей администрацией Байдена и ещё не были смягчены президентом Дональдом Трампом. Есть вероятность, что он может пойти ещё дальше в преддверии мирных переговоров по Украине.

По данным Argus Media, стоимость поиска танкера для перевозки флагманской российской нефти марки Urals в Азию уже увеличилась почти на 50% с момента введения санкций. Разрыв между ценами на нефть при отправке из России и при прибытии в Азию, который отражает стоимость доставки, также значительно вырос.

Хотя такие колебания цен случались и раньше, в прошлом были опасения относительно их достоверности. Например, завышение стоимости доставки могло быть способом создать видимость того, что экспортируемые грузы стоят 60 долларов за баррель или меньше, даже если цена при продаже в Азии была выше.

Это позволило бы грузам получить доступ к западным услугам, включая использование танкеров и страхование, и в то же время позволило бы продавать баррели по ценам, значительно превышающим установленный «Большой семёркой» предел.

Россию оставили без танкеров

   США ввели санкции против беспрецедентного количества российских нефтяных танкеров. Источники: Управление по контролю за иностранными активами США; Министерство иностранных дел, по делам Содружества и развития Великобритании; Европейская комиссия; Bloomberg. Меры коснулись как перевозчиков нефтепродуктов, так и сырой нефти.

Однако нет способа доказать, что такое завышение стоимости фрахта действительно имело место. Был лишь финансовый стимул для этого. Точно так же нет способа сегодня доказать или опровергнуть, что это не происходит. Есть стимул для манипуляций с цифрами.

Однако ситуация изменилась из-за огромного количества танкеров, которые сейчас находятся под санкциями, и признаков того, что недавно добавленные в чёрный список суда начинают испытывать проблемы, как и те, которые были под предыдущими санкциями. Вполне возможно, что реальные расходы на фрахт в России действительно начнут расти.

В настоящее время 265 танкеров находятся под санкциями по крайней мере одного из государств: США, ЕС или Великобритании (при этом санкции США, безусловно, являются наиболее разрушительными для торговли). Предыдущие американские меры в целом остановили торговлю с этими судами.

Однако из 435 судов, которые перевозили российскую нефть в 2024 году, 112, или 26%, теперь находятся под санкциями, введёнными США. Если добавить к ним суда, на которые нацелились Лондон и Брюссель, эта доля увеличится до 37%.

Однако это не отражает всей проблемы, с которой столкнулся Кремль. Поскольку 80% из этих судов совершали повторные рейсы (а некоторые и 20), то суда, попавшие под санкции США, перевезли 45% всех морских поставок российской сырой нефти в прошлом году. Если добавить суда, на которые нацелились Великобритания и Европейский союз, но не США, то 57% поставок сырой нефти Москвой осуществлялись на судах, которые теперь находятся под санкциями.

Однако это может быть недостаточно для понимания проблемы, с которой столкнулся Кремль. Поскольку 80% из этих судов совершали повторные рейсы (а некоторые и 20), то суда, попавшие под санкции США, перевезли 45% всех морских поставок российской сырой нефти в прошлом году. Если добавить суда, на которые нацелились Великобритания и Европейский союз, но не США, то 57% поставок сырой нефти Москвой осуществлялись на судах, которые теперь находятся под санкциями.

И даже это может быть не всей проблемой. Некоторые танкеры, которые должны были перевозить иранскую нефть, в том числе два в четверг, также перевозили российские баррели.

Такие цифры представляют собой серьёзную проблему для теневого флота танкеров, который Россия собрала для перевозки своей нефти, и делают поиск альтернативных судов крайне необходимым.

Важно понимать, что Россия до сих пор в значительной степени обходила предыдущие санкции и сохраняла свою обширную экспортную программу стабильной. Именно для этого огромного объёма нефти ей нужно найти суда.

В результате расходы на фрахт могут начать расти, особенно если другие владельцы, которые раньше не проявляли интереса к торговле, захотят получить дополнительные стимулы, чтобы рискнуть столкнуться с будущими санкциями. Также, вероятно, станет дороже покупать новые суда для пополнения теневого флота и заполнять пробел, созданный санкциями.

Идея покупки подержанных судов для решения проблемы вызывает сомнения. Если вы посредник, рассматривающий возможность работы с Россией, или даже сама Россия, какой смысл тратить миллиарды долларов или дирхамов на подержанные танкеры, только чтобы увидеть, как они попадают под санкции?

Ранее, когда «разброс поставок» и стоимость фрахта резко выросли, не было ничего похожего на те ограничения на поставки танкеров, с которыми Россия сталкивается сейчас.

По информации от Argus, стоимость фрахта на спотовом рынке России уже сейчас находится на высоком уровне: от 10 долларов за баррель при транспортировке из Чёрного моря в Индию до 13 долларов при перевозке из Балтийского моря.

Россию оставили без танкеров

   Растущие расходы на доставку. Стоимость транспортировки барреля российской нефти из Прибалтики в Индию. Источник: Аргус Медиа. Примечание: рассчитывается как разница между ценой выгрузки на западном побережье Индии и ценой франко-борт в Приморске.

Это не такие высокие цены, как были в первые недели после введения ценового предела, когда стоимость транспортировки из Балтийского моря в Индию превышала 20 долларов за баррель. Однако с 10 января цена выросла на 4,20 доллара за баррель, или на 48%.

Важно отметить, что некоторые санкционированные суда уже не могут эффективно выполнять свои функции. Некоторые из них, которые были включены в чёрный список и продолжают использоваться, стоят у берегов России или за пределами портов Китая, где они должны были разгружаться. Другие разгружаются на более крупные суда около России для временного хранения.

Некоторые суда уже находятся на пути к месту назначения, и интересно посмотреть, как они будут действовать после прибытия.

Санкционированные суда могут стать потенциальными судами-хранилищами, но очевидно, что в будущем флот будет сокращаться. Также сомнительно, что владельцы судов, не включённых в чёрный список, захотят забирать грузы с тех, которые находятся в списке.

Если подобные сбои произойдут в больших масштабах, учитывая, что санкции затронули значительное количество судов теневого флота, проблемы с транспортировкой грузов в России могут стать катастрофическими.

История показывает, что это вполне возможно.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg

МЭА заявляет, что новые санкции США могут существенно нарушить поставки нефти из России

Bloomberg презентовал новые санкции ЕС к 24 февраля: запрет алюминия, отключение от SWIFT еще 15 банков, санкции против 70 судов — но не газ

«Совкомфлот» утверждает, что дубайские СПГ-танкеры не входят в теневой флот

Источник: profinance.ru

Next Post

Standard Chartered прогнозирует, что к концу 2028 года цена биткоина достигнет 500 000 долларов

Токен будет расти на фоне улучшения доступа инвесторов и снижения волатильности. Падение доходности облигаций является позитивным знаком для биткоина в краткосрочной перспективе. По данным Standard Chartered, стоимость биткоина к концу 2028 года может достичь 500 000 долларов. Это произойдёт, если инвесторы получат доступ к криптовалюте, а волатильность снизится.    Картинка […]