«АМТ Страхование» выиграло в кассации морской спор на 74 млн р.

Суд отменил решение МАК при ТПП по спору о нарушении правил безопасности плавания судов. Посадка буксира на мель не признана страховым случаем, т.к. судно не имело право плавать во льдах.

«АМТ Страхование» выиграло в кассации морской спор на 74 млн р.

Буксиру пришлось зимовать во льдах. Фото sakh.online. Морской буксир «Шахтерск-1», принадлежавший ООО «Угольный морской порт Шахтерск» (дочка «Восточной горнорудной компании»), был застрахован ООО «АМТ Страхование». 30 декабря 2021 г. произошла посадка буксира на мель в акватории порта Шахтерск (Сахалин).

Снять буксир с мели удалось только в марте, когда начали сходить льды.

УМПШ объявило конструктивную гибель буксира и обратилось за выплатой страхового возмещения в сумме более 74 млн. р. по договору каско судна, заявляя, что посадка на мель является страховым случаем.

Страховщик в признании случая страховым отказал, указывая на грубые нарушения правил безопасности плавания: работа буксира без ледового класса во льдах, неполный экипаж и пр.

Противоречия в досудебном порядке урегулировать не удалось, и спор был передан на рассмотрение Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ, которая вынесла решение в пользу судовладельца. 

АСН освещало ход этого спора.

Страховщик не согласился с решением МАК при ТПП и не стал исполнять его добровольно, ссылаясь на его незаконность. УМПШ тогда обратилось в Арбитражный суд г. требуя принудительного исполнения решения МАК в его пользу, а «АМТ Страхование», в свою очередь, обратилось в тот же суд с требованием об отмене решения МАК.

Арбитражный суд рассмотрел требования сторон и пришёл к выводу о несоответствии решения МАК принципу законности, вследствие чего полностью его отменил. Арбитражный суд указал, что третейским судом не дано мотивированного обоснования сделанных им выводов и не дана оценка доводам страховщика.

УМПШ обжаловало судебный акт первой инстанции. По мнению ООО «Угольный морской порт Шахтерск», суд первой инстанции незаконно провёл ревизию выводов третейского суда.

Но кассация оставила его в силе, согласившись с незаконностью решения МАК при ТПП, сообщил АСН страховщик.

В «АМТ Страховании» прокомментировали АСН, что буксир не был приспособлен для плавания в условиях даже малейшего льда, и поэтому не имел соответствующей нотации (символа) класса. В ходе расследования было дополнительно подтверждено, что буксир «тропического исполнения» был спроектирован для тёплого климата и не был приспособлен для работы в условиях сахалинской зимы.

Полис предусматривал ограничения эксплуатации в соответствии с классом судна, однако, как удалось установить лишь в ходе судебного разбирательства, эти ограничения судовладелец игнорировал и продолжал эксплуатировать буксир в условиях ледовой обстановки (плотной шуги) и неукомплектованности экипажем, что в конце 2021 г. завершилось потерей хода буксира и посадкой на мель — когда ВГК хотела скорее отгрузить уголь после нескольких дней задержки из-за непогоды, отметили представители страховщика.

«Подобная безрассудная практика пренебрежения правилами безопасности судоходства создаёт неприемлемую угрозу не только самим судам, но и жизни, здоровью людей на их борту, окружающей природной среде. Не нужно уходить глубоко в историю, чтобы на реальных примерах трагедий увидеть, как безрассудная погоня за выгодой оборачивается гибелью людей и экологическими катастрофами.

Всё это (и многое другое: дело в МАК было очень объёмным) было безосновательно проигнорировано арбитрами МАК при ТПП, которые отмахнулись от основанных на документах международных организаций, технических заключениях, видеозаписи происшествия и многих иных доказательствах доводов страховщика, отклонив их без мотивировки. При таких обстоятельствах решение МАК не может соответствовать принципу законности — что стало основанием для отмены арбитражным судом незаконного решения. Такой подход является справедливым и подтверждается судебной практикой Верховного суда», — заявили АСН в «АМТ Страховании».

Источник: asn-news.ru

Next Post

Распродажа доллара набирает обороты

Доллар падает, поскольку риск торговой войны снижается, иена растет    График индекса доллара интервалами в 15 минут В четверг иена достигла максимума за восемь недель по отношению к доллару США после того, как представитель Банка Японии высказался за дальнейшее повышение процентных ставок. Курс доллара колеблется вблизи минимума с начала прошлой […]